«Мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает» Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день празднования в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в Троицком соборе г. Подольска Московской области 25 октября 2013 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С егодня мы вспоминали замечательную историю об исцелении жителей города Подольска после принесения из Бронниц иконы Божией Матери «Иерусалимской» по благословлению святителя Филарета. Этот день — 12 августа по старому и 25 августа по новому стилю — вошел в духовный календарь Подольска и всей нашей Церк- ви как воспоминание о чуде избавления жителей сего града от смерто- носной болезни. Так и воспринималось то событие — как чудо. Чудесное действие промысла Божия видим мы и в том, что храм этот, несмотря на гроз- ное решение прежней власти закрыть его, как и все другие храмы города Подольска, и вычеркнуть даже память о духовной, церковной жизни из сердец людей, не был закрыт, хотя все условия к тому были. Ведь мы знаем, как в других городах и селениях закрывались и унич- тожались храмы, как искоренялась из сознания людей вера, как лю- дям запрещалось проявлять свою религиозность. И когда мы говорим о сохранении сего святого храма в Подольске, несмотря на страшные го- нения, когда мы говорим о возрождении Церкви в нашей стране, разве мы говорим не о чуде? Чудеса сопровождают нашу жизнь. Чудо есть такое явление или событие, которое необъяснимо с точки зрения знаний и опыта людей, которое выходит за пределы человеческого понимания. Но на чудо реагируют по-разному. Есть люди, которые отказываются понимать чудесные явления, которые говорят: «Это выше моего понимания. Я не могу давать оценки тому, что произошло, но только знаю, что про- исшедшее не соответствует ни опыту жизни рода человеческого, ни знаниям, которые человечество накопило». Так нередко говорят вра- чи, которые ставят больному смертельный диагноз, особенно хирурги, которые, вскрыв человека и увидев страшное разрушение организма, чаще всего порождаемое злокачественными опухолями, зашивают больного и отправляют его умирать домой; а потом, узнав, что человек этот живет, говорят: «Не знаем, что это». Один выдающийся наш современник, русский хирург, рассказал мне такую историю. Нельзя сказать, чтобы он был очень верующим че- ловеком. Однажды женщина, которую он оперировал и в которой он увидел совершенно не способную к исцелению человеческую плоть, че- рез три года снова оказалась у него на операционном столе по совсем другой причине. Вновь вскрыв эту больную, он с удивлением и даже с ужасом обнаружил, что нет и следа той страшной разлагающей силы, злокачественной опухоли, — весь организм, пораженный метастаза- ми, на этот раз оказался чистым. И тогда врач сказал: «Я не знаю, что это такое. Это превышает мои знания и мою способность понимать». Но есть и другие люди, которые, соприкасаясь с чудом, говорят: «Этого не может быть». — «Почему?» — «Потому что этого не может быть никогда и ни при каких условиях!» Люди, которые отвергают чудо, отталкиваются исключительно от той суммы знаний, которую накопило человечество, и от опыта, который они имеют, полагая, что нынешняя сумма знаний и их нынешний опыт покрывают все много- образие Божиего мира. Так, конечно, могут говорить только люди высокомерные, надменные, которые абсолютизируют знания челове- чества на современном этапе, думая, что этих знаний вполне доста- точно, чтобы описать всё и вся, и больше ничего не нужно. Мы знаем эти слова, вызывающие улыбку у разумных людей: «Наука доказала, наука решила». Проходит какое-то время, и оказывается, что наука опровергла то, что еще недавно считалось аксиомой. Есть и еще одно восприятие чуда, когда человек, понимая разумом, что не способен объяснить то или иное явление, воспринимает это как руку Божию, как вмешательство Господа в нашу жизнь и в нашу исто- рию. Вмешательство, которое как бы приостанавливает законы физи- ческого бытия и нарушает логику исторических событий, как то было в случае с исцелением от холеры жителей Подольска, как то было с со- хранением этого храма от закрытия и уничтожения, как то случилось с возрождением нашей Церкви. Вот тогда возникает вопрос: почему же одни недоумевают, другие отрицают, а третьи принимают чудо Божие? Замечательные слова мы находим у Ефрема Сирина, который говорит: «человеческое тело уми- рает, если не вкушает хлеба; человеческая же душа не может жить, не приобщаясь Божественной мудрости». А святой Василий Великий, говоря об этой мудрости, разъясняет: «под мудростью разумею созер- цание Сущего», то есть созерцание Бога. Это есть величайшая му- дрость, превыше всякого естественного человеческого знания. Это та мудрость, которая вводит человека в соприкосновение с Сущим, с Бо- гом, с Творцом вселенной, с Творцом законов, в силе и в воле Которого приостановить действие этих законов и изменить логику исторических событий. А что же означает созерцание Сущего? Это означает, что каждо- му человеку дана возможность видеть Бога — не своими физически- ми глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других — слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см. 1 Кор. 13:12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом разли- чают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к обще- нию с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, кото- рый временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает. Нельзя не увидеть присутствие Божие в чуде столь явном, как то, о котором мы сегодня здесь говорили, произошедшем в 1866 году. Страшная эпидемия холеры охватила город Подольск и прекрати- лась в один день, когда из Бронниц был принесен сюда чудотворный Иерусалимский образ Богоматери. Есть и другие чудеса, может быть, менее зримые, но реальные, среди которых, в первую очередь, все то, что произошло в XX веке с нашим народом. Разве это не Божие чудо, не знак Божиего присутствия в истории? Даже своим слабым духов- ным зрением мы можем что-то увидеть. Но если мы укрепляем себя в молитве, если молитва сопровождает нас по жизни, если мы вступаем в общение с Богом через участие в Таинствах Церкви, если мы откры- ваем Богу свою душу, причащаясь Святых Таинств Сына Его Едино- родного, — то мы прозреваем, и расплывчатое изображение иной ре- альности становится все более ясным. Мы начинаем созерцать если не Самого Сущего, по слову Василия Великого, то, по крайней мере, Его яркий и убедительный след в нашей собственной жизни, в истории на- шего народа, в истории рода человеческого. Если мы имеем это зрение, то нас не поражают даже Божии чудеса. Они становятся для нас обыденным, совершенно ясным по своей при- роде явлением. Тогда мы можем видеть эти большие и малые чудеса буквально каждый день своей жизни. Собственно говоря, религиозный опыт человека и вырастает из этой внутренней, личной духовной жизни, без которой даже самое убе- дительное чудо не убеждает людей. Пятью хлебами и двумя рыбами насытил Господь пять тысяч человек (см. Мф. 14:15-21). Можно себе представить это огромное скопление людей, которые собрались на склоне галилейского холма. Можно себе представить, что испытывали они в тот момент, когда были насыщены пятью хлебами и двумя ры- бами. Но разве все они сохранили веру в то, что Иисус из Назарета, Который проповедовал им, является Мессией, Христом и Спасителем? Наверняка многие из них поддались соблазну, искушению, как мы се- годня сказали бы, пропаганде, и растворилось, исчезло из памяти это событие, перестало быть для них созерцанием Сущего. Самое сильное основание веры — это наш внутренний духовный опыт, в котором мы должны возрастать, как возрастали наши благо- честивые предки, как возрастали те, кто защищал этот храм, как воз- растали те, кто в памяти своей сохранял чудо от Иерусалимского изо- бражения Божией Матери, бывшее в городе Подольске в 1866 году. И да поможет нам всем Господь именно таким образом укреплять свою веру, и тогда будем видеть чудеса большие и малые и прославлять Го- спода, Который не оставляет народ Свой. Аминь.
Просмотр(137)