Троицкие листки № 80. Осень

Солнце сходит с высот неба и уклоняется на юг, яркий блеск его тускнеет, воздух становится прохладнее, ночи делаются длиннее и сумрачнее, дни — короче и туман­нее, деревья повергают листья к корням своим, поля блекнут, пастбища пустеют, птицы расстаются с гнез­дами и кустами и ищут безопаснейшего приюта, животные скры­ваются в своих логовищах или прячутся около жилищ человека, человек из обитателя полей и садов делается жителем мирных хи­жин или великолепных чертогов, — настает пора года, которая называется осенью, — время мрачное, ненастное. 


Троицкий собор 

Эта пора года тем неприятнее, что влечет за собой другую, еще более суровую, — за осенью наступает зима, когда вся природа цепенеет в узах смер­ти: сугробы снега тяготят землю, кучи льда сковывают реки и моря, а жестокая стужа стесняет дыхание живых существ, — повсюду в природе безжизненность, везде смерть! — Такие времена бывают и в жизни человека. Поражает болезнь, наступает старость! Они лишают нас красоты лица и свежести сил, тело больного и преста­релого темнеет, кожа покрывается морщинами, руки опускаются в безсилии, ноги слабеют, кровь стынет, жизнь гаснет — как тог­да мрачно на душе! Как тяжело на сердце! — Это поистине время моей и твоей, возлюбленный брат, осени, которое тем ужаснее, что напоминает нам о приближении нашей холодной зимы: дрях­лая старость, болезни — вот предвестницы и предтечи смерти, а смерть кому не страшна? Даже бедняк и одинокий нередко ее стра­шатся. Что же сказать о тех, которые окружены благами мира и связаны узами знакомства, дружбы и родства? Как должна быть нестерпима старость, страшна болезнь и ужасна смерть для бога­тых и сильных земли, для отцов и матерей семейства, для друзей и подруг! — Но вот снова солнце возвышается над нашими глава­ми; воздух согревается, снег тает, льдины разбиваются, реки осво­бождаются от своего покрова; поля обнажают свои вершины, не­сется к небу пение жаворонка, на холмах и долинах просвечивает зелень, а деревья одеваются листьями. Что за новое явление в при­роде? Это начало новой ее жизни — появление весны; что было, то будет опять: опять раскинется перед нами богато убранная ткань природы, опять предстанут нам пушистые луга, зеленеющие рощи, цветущие сады, роскошные нивы, обильные пастбища, — опять будет жизнь, опять веселье! То же будет и с тобой, человек! Оста­новится на некоторое время колесо твоей жизни; сойдет на время плоть твоя в утробу земли — нашей общей матери, полежат не­много бренные кости твои в хладной могиле, но труба Ангела воз­вестит рассвет нового дня, и ты явишься под новым небом, на но­вой земле. Но в природе видимой будущая весна часто бывает хуже прошедшей, а твоя весна ни с чем не может сравниться. Ибо, по описанию тайновидца Иоанна, на новой земле и под новым не­бом будет град святый, Иерусалим новый, это скиния, в которую вселится с людьми Сам Бог (Апок. 21; 1, 2,4, 6). Итак, возлюблен­ный о Христе брат, не унывай в болезни, не грусти в старости, не страшись смерти! Смерть для тебя есть не что иное, как новое рож­дение. Родишься еще раз и через смерть перейдешь в тот град, в котором не будет скорби, болезни и смерти: там отъимет Бог всяку слезу от очию, и смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому; яко первая мимоидоша! (Апок. 21; 4).

Из «Воскресного чтения «, 1838

* * * 

Какая-то непонятная грусть теснит наше сердце, когда с при­ближением осени вечера наступают гораздо раньше, когда сырые туманы стелются по равнинам полей… Грустно бывает нам, когда луга и рощи одеваются бледно-черным покровом, и после холод­ной ночи, с первым явлением солнца, слышишь не восхититель­ное пение пернатых, а унылый шум сухих листьев… Мрачен осе­нью вид неба, покрытого дождливыми облаками, сквозь которые лишь изредка, как последний взгляд умирающего друга, выказы­вается томный, скоро исчезающий луч солнца. Птицы оставляют тогда хладную страну севера, и через горы, долины, моря, улета­ют от нас далеко в иные земли. Многое тогда оставляет нас! Цве- ты исчезают, теплота сменяется холодом; смерть — вот слово, которое раздается тогда в природе, которое звучно отзывается в глубине нашего сердца. Какое-то печальное предчувствие стесня­ет тогда грудь нашу; нам хотелось бы тогда вырваться отселе, улететь туда — на небо! Как благоразумный человек при закате дней своих, приближаясь к смерти, устрояет все дела свои, оканчивает начатое им, прощается со своими друзьями, в мире со своей сове­стью, в надежде на Бога спокойно ожидает смертного часа, так и мы при конце года спешим кончить труды и работы свои, проща­емся с красотами природы и, затворяясь в теплых жилищах, ждем прихода суровой зимы. Осенью мы остаемся одни; везде пустота; в природе, как в жилище мертвых, царствует молчание. Тогда мы как бы тоскуем и скорбим, что сами еще остаемся на сей бедной, обнаженной земле, сердце наше рвется в Небесное отечество, ибо там любовь и радость у Отца Всеблагого! — Изсше трава, и цве­те отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис. 40; 7, 8). Время, полное света и жизни, уже протекло, весна, обильная цве­тами, лето исполненное плодов, — месяцы трудные и вместе ра­достные для земледельца, уже миновались. В унынии стоим мы теперь посреди умирающей природы и грустно прощаемся с лю­безными нам предметами. Бывало, с сердцем полным восторга смотрели мы на прекрасный Божий мир, бывало, все перед нами цвело, все улыбалось около нас и внутри нас. Но теперь все про­шло! Каждая минута есть для нас время разлуки с прошедшим, но осенью мы живее ощущаем скорбь сей разлуки, тогда вдруг пред­ставляются нашей памяти все драгоценные образы прошедшего. Простите, незабвенные дни и часы, вы уже более не возвратитесь к нам, а были так прекрасны! Здесь мы — странники, здесь мы не дома, в стране чужой нашему сердцу… и оно тоскует по Небесной родине своей! Осень есть старость природы. И к нам, по Божию изволению, приходит старость, печальное время, когда крепость сил оставляет нас, красота наша отцветает, чувства затворяются для радостей и наслаждений. А там приходит и смерть, как за осенью зима — смерть в природе. Боже мой, что будет со мной, ког­да наступит страшный час смерти? Будет ли к тому времени серд­це мое чище, жизнь моя добродетельнее и благоугоднее Тебе? Уви­жу ли я тогда у одра своего милых сердцу моему? Согреют ли они в последний раз слезами любви охладевающие руки мои? Будут ли мне сопутствовать в страну воздаяния добрые дела? Услышу ли сей радостный глас: Вниди в радость Господа твоего? — Рука верного друга насадит ли цветок на одинокой могиле моей, высе­чет ли на гробовом камне скромную надпись: «Здесь тлеет сердце, которое часто билось от неописанной радости, часто страдало и от скорби безмерной: его радость была о Господе, а печаль — о грехах и немощах своих. Прохожий, здесь учись жить и умирать»!

Так, други мои, умирающая природа есть образ нашей смер­ти. Каждый опадающий листок, кажется, говорит нам: так и твои радости, одна за другой, опадут с древа жизни твоей. Каждая уеди­ненная равнина вещает: земля есть нива Божия, в которой покоят­ся кости ближних и друзей твоих, в которой, может быть, скоро упокоятся и твои утомленные члены. Каждый луч солнца, изред­ка пробивающийся из-за облаков и быстро опять сокрывающий­ся за ними, напоминает нам о быстротечности наших радостей, о непостоянстве земного счастья. Здесь мы — в чужой стране, здесь любят нас так редко, люди так часто бывают суровы, неласковы к нам; кажется, и не знают они, что мы им братья, что все мы дети единого Отца. Там — горнее наше отечество; на небе — наша родина, из которой вышли мы в сию страну скорбную и чуждую, и воспоминание о которой никогда не изгладится в душе нашей. Там — безпредельно милосердный и любвеобильный Отец наш, о Котором мы воздыхаем. Там — в истинном отечестве нашем, обитаешь Ты, Искупитель и Господь наш, Ты, Коего светлый Крест служит для нас звездой путеводной в земном странствовании, Ко­его смерть есть наша жизнь, любовь — наше блаженство. Тоска христианина есть жажда общения с Господом, есть тайный при­зывный глас Отца Небесного.

Из «Христианского чтения», 1833 

Просмотр(21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *