Праздник Рождества Иоанна Предтечи

Ко­гда Неза­хо­ди­мое Солн­це прав­ды – Спа­си­тель наш вос­хо­тел вос­си­ять ми­ру и уже пре­кло­нил небе­са и все­лил­ся в чи­стей­шую де­ви­че­скую утро­бу, в это са­мое вре­мя долж­но бы­ло со­вер­шить­ся от неплод­ной рож­де­ние ден­ни­цы Его – свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи: ему, как про­воз­вест­ни­ку, над­ле­жа­ло пред­ше­ство­вать яв­ле­нию Гос­по­да, про­по­ве­дуя и го­во­ря: «идет за мною Силь­ней­ший ме­ня» (Мк.1:7).

И вот, ко­гда ис­пол­ни­лось свя­той Ели­за­ве­те вре­мя ро­дить, она ро­ди­ла сы­на в ста­ро­сти сво­ей, от за­ма­то­рев­шей утро­бы, как в древ­ней­шие вре­ме­на ро­ди­ла Сар­ра Иса­а­ка. Так од­но чу­до пред­ва­ря­ет дру­гое: преж­де чем Де­ва рож­да­ет Хри­ста, за­ма­то­рев­шая во днях сво­их рож­да­ет Пред­те­чу Хри­сто­ва, чтобы ви­дев­шие сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние от со­ста­рив­шей­ся, по­ве­ри­ли и пре­есте­ствен­но­му рож­де­нию от небрач­ной де­ви­цы и ска­за­ли се­бе: «все­мо­гу­щая Дес­ни­ца Бо­жия, раз­ре­шив­шая неплод­ство ста­ри­цы, силь­на и нетлен­ную Де­ву со­де­лать чи­стою Ма­те­рью». По­то­му-то чу­дес­но­му рож­де­нию Спа­си­те­ля ми­ра пред­ше­ству­ет чу­дес­ное рож­де­ние Пред­те­чи. Это­му над­ле­жа­ло быть для то­го, чтобы од­ним чу­дом при­го­то­вить мир к вос­при­я­тию дру­го­го чу­да: уви­дев ма­терь, за­ма­то­ре­лую во днях сво­их, лю­ди ста­но­ви­лись бо­лее спо­соб­ны­ми к ли­це­зре­нию Прис­но­де­вы, ро­див­шей Сы­на; сде­лав­шись сви­де­те­ля­ми див­но­го рож­де­ния от пре­ста­ре­лой Ели­са­ве­ты, они при­уго­тов­ля­лись к ве­сти о «стран­ном» рож­де­нии Хри­ста от Де­вы. Ибо в том и дру­гом со­бы­тии, по во­ле Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­е­му по­ви­ну­ет­ся вся­кое есте­ство, «чин рож­де­ния пре­по­бе­дил есте­ства уста­вы»[1].

Ко­гда Ели­са­ве­та ро­ди­ла Пред­те­чу Хри­сто­ва, то все ее срод­ни­ки, со­се­ди и зна­ко­мые, услы­шав об этом рож­де­нии, ра­до­ва­лись вме­сте с нею, по­то­му что Гос­подь со­де­лал ей ве­ли­кую ми­лость – от­нял у нее «по­но­ше­ние бе­с­чад­ства». Так ис­пол­ни­лись сло­ва бла­го­вест­ни­ка Бо­жия ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, ко­то­рый го­во­рил За­ха­рии: «же­на твоя Ели­са­ве­та ро­дит те­бе сы­на, и мно­гие о рож­де­нии его воз­ра­ду­ют­ся» (Лк.1:13-14). То­гда ра­до­ва­лись как срод­ни­ки За­ха­рии, так и те, кто ис­пол­нен был пла­мен­но­го ожи­да­ния Мес­сии Из­ба­ви­те­ля. Ибо хо­тя они и не зна­ли о со­вер­шив­шей­ся уже тайне во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия, од­на­ко дух их, окры­ля­е­мый под воз­дей­стви­ем Ду­ха Свя­то­го, – са­мым со­бы­ти­ем рож­де­ния Пред­те­чи та­ин­ствен­но по­двиг­нуть был на ра­дость, и они уви­де­ли в этом со­бы­тии как бы неко­то­рое уве­ре­ние в том, что до­ждут­ся ча­е­мо­го Мес­сии.

В 8 день по рож­де­нии Пред­те­чи при­шли свя­щен­ни­ки и род­ствен­ни­ки За­ха­рии в дом его для уча­стия в об­ря­де об­ре­за­ния мла­ден­ца; при этом они хо­те­ли на­звать его име­нем от­ца – За­ха­ри­ею. Но мать мла­ден­ца не со­гла­ша­лась на то; имея му­жа-про­ро­ка и ро­див­ши про­ро­ка-сы­на, свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла и са­ма ис­пол­не­на про­ро­че­ско­го да­ра и по про­ро­че­ско­му пред­ве­де­нию на­ста­и­ва­ла, чтобы ее сы­на на­рек­ли тем име­нем, ко­то­рым по­ве­лел на­речь его ан­гел: от сво­е­го му­жа она не мог­ла слы­шать об этом, – ибо За­ха­рия воз­вра­тил­ся их хра­ма в дом свой, имея как бы свя­зан­ный язык, и не мог рас­ска­зать сво­ей су­пру­ге, что он ви­дел ан­ге­ла, ко­то­рый бла­го­ве­стил ему о за­ча­тии сы­на и по­ве­лел при этом на­речь ему имя Иоанн. Итак, на­став­ля­е­мая Ду­хом Свя­тым, свя­тая ма­терь на­зы­ва­ет мла­ден­ца Иоан­ном – про­ро­че­ски, как она и преж­де про­ро­че­ски по­зна­ла при­ше­ствие к ней Ма­те­ри Бо­жи­ей, ко­гда го­во­ри­ла: «И от­ку­да это мне, что при­шла Ма­терь Гос­по­да мо­е­го ко мне?» (Лк.1:43). То­гда свя­щен­ни­ки и род­ствен­ни­ки ста­ли зна­ка­ми во­про­шать За­ха­рию, как бы он хо­тел на­звать мла­ден­ца. Тот ис­про­сил до­щеч­ку и на ней на­пи­сал: «Иоанн имя ему» (Лк.1:63). И тот­час же от­верз­лись уста За­ха­рии и язык его раз­ре­шил­ся от уз немо­ты, и он стал го­во­рить, про­слав­ляя Бо­га. Все ди­ви­лись столь мно­гим чу­де­сам, ко­то­рых сви­де­те­ля­ми они бы­ли, – изум­ля­лись и то­му, что со­ста­рив­ша­я­ся ро­ди­ла мла­ден­ца, и то­му, что немот­ство­вав­ший отец мыс­лил о име­ни сы­на оди­на­ко­во с ма­те­рью, и то­му, что немой, по на­пи­са­нии име­ни, стал го­во­рить и на­пи­сан­ное ру­кой про­из­нес язы­ком, – как буд­то имя Иоан­на бы­ло клю­чом для уст от­ца, ко­то­рые, по­сле на­пи­са­ния За­ха­ри­ею это­го име­ни, от­верз­лись для про­слав­ле­ния Бо­га. Слу­шая ре­чи За­ха­рии, все ди­ви­лись и ужа­са­лись еще бо­лее и по­ве­да­ли о всём ви­ден­ном и слы­шан­ном во всей гор­ней стране иудей­ской, то есть в пре­де­лах свя­щен­но­го го­ро­да Хев­ро­на[2], в ко­то­ром был дом За­ха­рии.

Го­род этот с его пре­де­ла­ми, еще во дни Иису­са На­ви­на, от­де­лен был свя­щен­ни­че­ско­му пле­ме­ни Ааро­на. От Иеру­са­ли­ма он от­сто­ял на рас­сто­я­нии 8-ми ча­сов пу­ти и был рас­по­ло­жен немно­го даль­ше Виф­ле­е­ма на воз­вы­шен­ном ме­сте. «Гор­ним гра­дом» он на­зы­вал­ся из-за вы­со­ких гор, на ко­то­рых он был рас­по­ло­жен; при этом пре­де­лы его но­си­ли на­зва­ние «гор­ней стра­ны», как о том на­пи­са­но в Еван­гель­ском по­вест­во­ва­нии о пу­те­ше­ствии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы к ее род­ствен­ни­це Ели­са­ве­те: «Встав же Ма­рия во дни сии(из На­за­ре­та Га­ли­лей­ско­го), с по­спеш­но­стью по­шла в на­гор­ную стра­ну, в го­род Иудин, т.е. в Хев­рон, и во­шла в дом За­ха­рии, и при­вет­ство­ва­ла Ели­са­ве­ту» (Лк.1:39-40).

Та­ким об­ра­зом, здесь-то в Хев­роне, в гор­нем гра­де ко­ле­на Иудо­ва, по­сре­ди на­гор­ной стра­ны, и про­ис­хо­ди­ли все те изу­ми­тель­ные и чу­дес­ные со­бы­тия, о ко­то­рых бы­ло го­во­ре­но вы­ше. И все слы­шав­шие об эти со­бы­ти­ях мно­го ди­ви­лись и с недо­уме­ни­ем ду­ма­ли: «что бу­дет мла­де­нец сей?» (Лк.1:66).

И ру­ка Гос­под­ня бы­ла с но­во­рож­ден­ным от­ро­ком, умно­жа­ю­щая в нем дей­ствие бла­го­да­ти Бо­жи­ей и со­блю­да­ю­щая его от ме­ча Иро­да. Ибо о чу­дес­ном рож­де­нии Иоан­на до­шел слух и до Иро­да, и он мно­го ди­вил­ся ему, го­во­ря в се­бе «что бу­дет мла­де­нец сей!» Ко­гда же ро­дил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Виф­ле­е­ме иудей­ском и с во­сто­ка при­шли волх­вы[3] и рас­спра­ши­ва­ли о но­во­рож­ден­ном Ца­ре иудей­ском, то­гда Ирод, по­слав в Виф­ле­ем во­и­нов, с по­ве­ле­ни­ем из­бить там всех де­тей муж­ско­го по­ла, – вспом­нил и о Иоанне, сыне За­ха­рии, о ко­то­ром он слы­шал мно­го чу­дес­но­го, и стал раз­мыш­лять: «не он ли бу­ду­щий царь иудей­ский». По­это­му, тер­за­ясь зло­бою, он за­ду­мал убить и его, и с этою це­лью на­ро­чи­то по­слал убийц в Хев­рон, в дом За­ха­рии. Од­на­ко по­слан­ные не на­шли свя­то­го Иоан­на.

Ко­гда на­ча­лись в Виф­ле­е­ме без­бож­ные убий­ства де­тей, то глас и вопль, быв­ший в Виф­ле­е­ме, до­шел и до Хев­ро­на, от­сто­яв­ше­го от го­ро­да Да­ви­до­ва в неда­ле­ком рас­сто­я­нии; при этом здесь узна­ли и о при­чине быв­ше­го в Виф­ле­е­ме пла­ча. Свя­тая Ели­са­ве­та, взяв от­ро­ка Иоан­на, тот­час же по­спеш­но от­пра­ви­лась в вы­со­чай­шие го­ры пу­сты­ни ( в это вре­мя свя­той За­ха­рия на­хо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, ис­пол­няя при­лу­чив­шу­ю­ся чре­ду слу­же­ния сво­е­го). Со­крыв­шись в го­рах, свя­тая Ели­са­ве­та со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, про­ся Его за­щи­тить ее с от­ро­ком. И ко­гда, с вы­со­ты гор, она уви­де­ла при­бли­жа­ю­щих­ся во­и­нов, то возо­пи­ла, об­ра­тив­шись к ка­мен­ной ска­ле:

– Го­ра Бо­жия! при­и­ми ма­терь с ча­дом!

И тот­час рас­сту­пи­лась го­ра, при­ня­ла Ели­са­ве­ту с от­ро­ком Иоан­ном внутрь и, та­ким об­ра­зом, скры­ла их от на­сти­гав­ших убийц. Так во­и­ны, не най­дя ис­ко­мо­го, воз­вра­ти­лись к по­слав­ше­му их с пу­сты­ми ру­ка­ми. То­гда Ирод по­слал в храм к За­ха­рии ору­же­нос­ца сво­е­го ска­зать ему «от­дай мне сы­на тво­е­го».

Свя­той За­ха­рия от­ве­тил:

– Я слу­жу те­перь Гос­по­ду Бо­гу Из­ра­иле­ву, а где в на­сто­я­щее вре­мя сын мой, – то­го не знаю.

Ирод силь­но раз­гне­вал­ся и сно­ва по­слал к За­ха­рии ору­же­нос­ца ска­зать ему, что ес­ли он не вы­даст сы­на, то умрет сам. И при­шли к нему во­и­ны, сви­ре­пые, как зве­ри, го­то­вые со­вер­шить по­ве­ле­ние без­за­кон­но­го ца­ря, и с яро­стью го­во­ри­ли свя­щен­ни­ку Бо­жию:

– Где ты скрыл сво­е­го сы­на? Вы­дай нам его, ибо царь при­ка­зал нам тот­час же убить те­бя, ес­ли ты не вы­дашь нам сы­на сво­е­го.

За­ха­рия на это му­же­ствен­но от­ве­тил:

– Вы убье­те те­ло мое, Гос­подь же при­мет мою ду­шу.

И тот­час убий­цы, ис­пол­няя без­за­кон­ное по­ве­ле­ние, устре­ми­лись с яро­стью на свя­то­го и уби­ли его меж­ду цер­ко­вью и ал­та­рем (Мф.23:35). Про­ли­тая кровь его впи­тав­шись оста­лась на мра­мо­ре и сде­ла­лась как ка­мень, во сви­де­тель­ство пре­ступ­ле­ния Иро­да и его веч­но­го осуж­де­ния.

Меж­ду тем Ели­са­ве­та, со­кры­тая Бо­гом вме­сте с Иоан­ном, пре­бы­ва­ла в рас­сту­пив­шей­ся го­ре. В ней, по Бо­жье­му по­ве­ле­нию, об­ра­зо­ва­лась для них пе­ще­ра; вбли­зи нее явил­ся ис­точ­ник и вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма, пол­ная пло­дов. Вся­кий раз, как на­сту­па­ло вре­мя при­ня­тия пи­щи, де­ре­во пре­кло­ня­лось, – ко­гда же они на­сы­ща­лись пло­да­ми, сно­ва вы­прям­ля­лось. По про­ше­ствии 40 дней по­сле уби­е­ния За­ха­рии, свя­тая Ели­са­ве­та пре­ста­ви­лась в упо­мя­ну­той пе­ще­ре. С то­го вре­ме­ни свя­той Иоанн пи­та­ем был ан­ге­лом до сво­е­го со­вер­шен­но­ле­тия, хра­ни­мый до дня яв­ле­ния сво­е­го Из­ра­иль­ско­му на­ро­ду. Так хра­ни­ла и по­кры­ва­ла ру­ка Бо­жия свя­то­го Иоан­на, да предъ­и­дет он пред ли­цом Гос­под­ним, ду­хом и си­лою Или­и­ною, и уго­то­вит путь Ему, гря­ду­ще­му спа­сти род че­ло­ве­че­ский. За всё сие да сла­вит­ся Хри­стос, Бог и Спас наш, со От­цем и Свя­тым Ду­хом во ве­ки. Аминь.
При­ме­ча­ния

[1] Вы­ра­же­ние взя­то из бо­го­ро­дич­но­го дог­ма­ти­ка.

[2] Хев­рон (на­зы­ва­е­мый те­перь у ара­бов Ель-Ха­лиль), – го­род, рас­по­ло­жен­ный на юге Па­ле­сти­ны, один из са­мых древ­ней­ших го­ро­дов Азии. Он был из­ве­стен как древ­ний го­род еще во вре­ме­на Ав­ра­ама и, по из­ве­стию Фла­вия (ис­то­рик иудей­ский, жив­ший в на­ча­ле хри­сти­ан­ской эры), око­ло его вре­ме­ни ему счи­та­лось уже 2300 лет. Го­род из­дав­на счи­тал­ся у ев­ре­ев свя­щен­ным, так как в нем на­хо­дят­ся гроб­ни­цы Ав­ра­ама и Сар­ры, Иса­а­ка и Ре­век­ки, Иа­ко­ва и Лии. Во дни Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го над по­гре­баль­ною пе­ще­рою Ав­ра­ама бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь, ко­то­рая об­ра­ще­на му­суль­ма­на­ми в ме­четь. Са­мый го­род ле­жит на вы­со­те на ты­ся­чу фу­тов вы­ше Иеру­са­ли­ма, в глу­бо­кой и уз­кой до­лине, с обе­их сто­рон окру­жен­ной го­ра­ми. Вся до­ли­на и скло­ны гор за­ня­ты са­да­ми, – мас­лич­ны­ми, фиго­вы­ми, аб­ри­ко­со­вы­ми, гра­на­то­вы­ми и ви­но­град­ны­ми. В на­сто­я­щее вре­мя го­род име­ет до 10000 жи­те­лей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся здесь вы­де­лы­ва­ни­ем стек­ла, хле­бо­па­ше­ством, раз­ве­де­ни­ем фрук­то­вых са­дов и ви­но­де­ли­ем.

[3] Под име­нем волх­вов в древ­но­сти ра­зу­ме­лись лю­ди муд­рые, об­ла­дав­шие зна­ни­ем тай­ных сил при­ро­ды, све­тил небес­ных и т.п. Волх­вы, при­хо­див­шие на по­кло­не­ние Хри­сту, по ви­ди­мо­му, бы­ли из Пер­сии. Они бы­ли аст­ро­ло­ги, т.е. слу­жи­ли звез­дам и за­ни­ма­лись на­блю­де­ни­ем за све­ти­лами небес­ны­ми. Оче­вид­но, они бы­ли при этом лю­ди доб­ро­де­тель­ные, по­че­му и удо­сто­и­лись осо­бен­ных от­кро­ве­ний Бо­жи­их.

 

СЛОВО СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА НА РОЖДЕСТВО

святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали евангелиста Луку, повествовавшего, как праведный Захария, когда по «по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, вошел в храм Божий, а все множество народа молилось вне во время каждения. И вот ангел Господень явился ему, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк.9-13).

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се – светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот – наблюдатель за моею чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения; юность не цвела, – как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария, не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя небесного; исполняю повеление, – не по своей власти приказываю; я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, , а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость, и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека, «и образовавший дух человека внутри него» (Зах.12:1). Не веришь, Захария? А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, – телесное омертвение полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том, кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же – об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом? Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела; Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце не отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется, и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк.1:18).

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, – говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, – говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, – говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же – если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить» (Лк.1:20).

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: «он объяснялся с ними знаками, и оставался нем». Хорошо у Евангелиста записано и это — оставался; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария – Иоанна, старец – сына, иерей – пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: «будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется». Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это «будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием, наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным; принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь благое от него, а он выражал знаками: «никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь Владычнего негодования». О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует; язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается, и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки, и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов, чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего, и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать. О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве; и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну; и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду, кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым; вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью, возглашу всем присутствующим: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29). Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею» (Лк.1:57-58). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот «жена твоя родит тебе сына; …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13,15-17).

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, – и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. – Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:15,17). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин.1:30). За мною — по времени; прежде меня — по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит – Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, – он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, – то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1, ср. Мк.1:2) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, – потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда «все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк.1:63-64).

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:3). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк.1:68). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь. Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул «благословен Господь Бог израилев». О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Как повествует Евангелие (Лк.1:57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Праздник Рождества Иоанна Предтечи
«Иоанн Предтеча»

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» – и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой. В его честь установлены следующие праздники (по новому стилю):

6 октября – зачатие,

7 июля – рождество,

11 сентября – усекновение главы,

20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,

9 марта – первое и второе обретение его главы,

7 июня – третье обретение его главы,

25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

Молитва Рождеству Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших. Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́

МОЛИТВЫ

Тропарь Иоанну Предтече (Рождество)

глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

КАНОНЫ И АКАФИСТЫ

КАНОН РОЖДЕСТВУ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

глас 4

Песнь 1

Ирмос: Тристаты крепкия, Рождейся от Девы, безстрастия во глубине души тричастное потопи, молюся, да Тебе, яко в тимпане, во умерщвлении телесе победное воспою пение.

Яко утро благолепно, Солнца предтекий, неплодныя прозябение проповедает яве Девы Рождество, всей ныне вселенней сияет концем просвещение благочестия и благодати.

Пророк Вышняго истинно наречешися, предъидеши бо пред лицем Христа,— вопиет тебе, сыну, Иоанне прехвальне, Духом Захария Пресвятым носим,— путь уготовати Зиждителю.

Глаголы Гавриила Захария слышав, вещания Божественнаго, явися непокорив, и молчанием осуждается, решится же внезапу от сего: глас бо родися Слова, Иоанн Предтеча.

Богородичен: Град Божий, Всецаря Богоприятное селение, сокровище честное, Богородице Пренепорочная, сохрани достояние Твое, присно восхваляющее Тя и чтущее верою Рождество Твое.

Песнь 3

Ирмос: Не мудростию, и силою, и богатством хвалимся, но Тобою, Отчею Ипостасною Мудростию, Христе: несть бо свят, паче Тебе, Человеколюбче.

Владычне убо от Девы совершается рождение, но раба, любезна от старицы и неплодныя матере: в лепоту предтичет убо чудо чудеси.

Старица и неплоды Деву Матерь лобзает, познавши неложно Сея Рождество, яко разрешися соуз неплодства Божественным хотением.

Богородичен: Неискусобрачно Бога воплощенна рождши, страстей прилоги обуреваемаго мя утверди: несть бо, Пречистая, разве Тебе помощницы.

Седален, глас 8

Захариин глас светло разреши Словесе глас рождься, Предтеча, и закона неплодие всем показа, зовый: покайтеся, сущии на земли, се бо прииде и явися Иисус, вся хотя избавити от первыя клятвы, просвещая Крещением. Воистину чудо преславно!

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Таин неизреченных предходит таинство новосечением законоположения естественнаго, болезни разрешение провозвещающи, исправление сея, Христе, и обожение.

Исаия от Отца Сыну пророчествова, воплотитися хотящему: Ангела земнородна равноангельна се Аз посылаю пред лицем Твоим, зовуща: слава, Христе, силе Твоей.

Служити, яко раб Владыце, родихся: на се бо приидох, Сего возвестити пришествие, яко да Девы Рождество предуверит, преславно неплодствующая старица прозябши.

Богородичен: Святая Богородица, в Нюже вселитися благоизволи, яко во благовонен дом, Слово Отчее Пребожественное, не растлеся утробою, ни поболе, ибо роди Еммануила, Бога и Человека.

Песнь 5

Ирмос: Ныне востану, пророчески рече Бог, ныне прославлюся, ныне вознесуся, падшаго прием от Девы и к свету умному возносяй Моего Божества.

Земля израсти всеистинна проповедника, гласа, всем проповедающа языком Духа, Девы Сына, Правду, с Небесе на нас приничущую вещию телесною.

Положи Господь всеистинна светильника тя Христова, вся просвещающаго, едины одевающа враждующия Ему, яко ризою, в студ, неложно Божия Слова Сына проповедающа.

Веселится вся тварь твоим рождеством, Божественне: ты бо землен Ангел, Предтече, и Небесный человек показался еси, Небеснаго Бога провозвещая нам воплощенна.

Богородичен: От Тебе раждается от Отца Сый, с Тобою присно, Слово присносущное и нераздельное, яко Сын Единородный, и напоследок от Девы Тойже от Святаго воплощается Духа.

Песнь 6

Ирмос: Приидох во глубины морския, и потопила мя есть буря многих грехов, но, яко Бог, из глубины возведи живот мой, Многомилостиве.

Бога Слова познал еси, яко пророк, в матерней утробе, и, сея языка употребив, богословиши в темне чертозе, обожаемь Светом Неприступным.

Немолчно, яко глас вопиющаго, Избавителя мира, Крестителю, моля не престай душевное разрешити неплодие поющих твое рождество.

Богородичен: Неприступнаго Божества селение, Чистая, Твоя утроба явися, о Богородице, на нюже без боязни Небеснии чинове взирати не могут.

Кондак, глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Икос

Восхвалим ныне Господня Предтечу, егоже священнику Елисаветь роди из ложесн неплодных, но не без семене: Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семене. Иоанна неплоды роди, без мужа же сего не роди, Иисуса же, осенением Отца и Духа Божия, Дева роди Чистая. Но Безсеменному явися от неплодныя пророк и проповедник, вкупе и Предтеча.

Песнь 7

Ирмос: Юноши три в Вавилоне, веление мучителево на буйство преложше, посреде пламене вопияху: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Бяше первее во мраце всяко земнородных естество, о Предтече, но утро, вопия, явился еси: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Недуговавшее исцели естество все, славное от неплодныя твое рождество, научившее, Предтече, пети: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Родился еси, Предтече, от неплодныя, прииде бо всеистинно, закону неплодствующу, благодать, Христу поющи: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Богородичен: Дево Благословенная, моли о нас, молящих Тя, на Тя бо уповаем вси и Тебе вопием: Владычице, не презри рабов Твоих.

Песнь 8

Ирмос: Избавителю всех Всесильне, посреде пламене благочествовавшия, снизшед, оросил еси и научил еси пети: вся дела, благословите, пойте Господа.

Законоположник раб бяше Моисей, Иисус же — Бог Завета Новаго, ныне же обоих Предтеча поет, яко ходатай: вся дела, благословите Господня Господа.

От пуста чрева горлица прииде, яко богосажденная дубрава, ныне принесе Церкви Предтечу Христова и воспевает: вся дела, благословите Господня Господа.

Богоноснии людие, язык свят, горлице Христовей уподобитеся и медоточно воспойте, в целомудрии живуще: вся дела, благословите Господня Господа.

Троичен: Тричисленным светом озаряеми, Несозданное Единое Божество, немолчными усты православно вопиюще, почтим: вся дела, благословите Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Сокровенное Божие неизреченное в Тебе совершается явственное таинство, Дево Пречистая, ибо Бог из Тебе воплотися за милосердие. Темже Тя яко Богородицу величаем.

Се глас Предтечи неплодным и пустым предста сердцам вопиющ: путь Христов ныне уготовите, яко во славе грядет, Емуже повинующеся, величаем.

Якоже древле Духом Пресвятым яве проповедал еси Сына, Предтече, Агнца Божия, мира вземлющаго грехи, стаду твоему согрешений разрешение испроси.

Единицу Тричисленную, Троицу Единосущную, православно поюще, вернии, прославим, богодетельне нас озаряющую и светлостьми незаходимаго света исполняющую души наша.

Богородичен: Всеми владычествующая творении, людем Твоим даруй победу одоления, непокориваго подложи под нозе воинству: да Тя яко Богородицу величаем.

Светилен

Предтечево днесь радостотворное рождение сетование решит отча безгласия и рождшия неплодство, возвещает же настоящую радость и веселие. Темже и вся тварь светло тое празднует.

АКАФИСТ РОЖДЕСТВУ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Кондак 1

Избра́нный от лет древних бы́ти Предте́чею и Крести́телем Спаси́теля мира Христа Бога, Иоа́нне богохва́льне, прославля́юще просла́вльшаго тя Господа, похвальная воспису́ем ти, я́ко бо́льшему всех рожде́нных жена́ми, во плоти Ангелу, покая́ния проповеднику. Ты же, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Господу, от всяких бед свобожда́й и к покаянию воздвиза́й нас, любо́вию тебе зову́щих: Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Икос 1

Архангел Гаврии́л, предстоя́й пред Богом послан бысть ко иере́ю Заха́рии, егда́ той служа́ по чину чреды́ своея́, вни́де покади́ти в церковь Госпо́дню, и, предста́в одесну́ю алтаря кади́льнаго, благовествова́ше о твоем рождестве́, великий Иоанне, возвеща́я Захарии радость и веселие и я́ко мно́зи о рождестве́ твоем возрадуются. Сего́ ра́ди и мы, дивному о тебе Божию благоволе́нию чудя́щеся и ра́дующеся, со благогове́нием в похвалу тебе вопие́м:
Радуйся, Совета Божия неизрече́нного таи́нниче.
Радуйся, дивнаго смотре́ния Его исполне́ние.
Радуйся, прежде лет многих проро́чеством Исайи проявле́нный.
Радуйся, ве́стниче пред лицем Господним, древне прорече́нный.
Радуйся, предназначенный бы́ти великим пророком Вы́шняго.
Радуйся, по обетова́нию Ангела рожде́нный.
Радуйся, еще во чреве матере твоея́ Духа Свята́го испо́лненный.
Радуйся, прежде рождества твоего на великое служение извеще́нный.
Радуйся, непло́дства родителей разреше́ние.
Радуйся, иере́я Божия радость и веселие.
Радуйся, дще́ре Аароно́вы прозябе́ние.
Радуйся, плод молитвы Богодарованный.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 2

Видя Захария я́вльшагося ему Ангела, смути́ся, и страх нападе́ нань, и не верова словесе́м благове́стия его о рождестве твоем: егда́ же за неверие немото́ю связан бысть, удивля́шеся пресла́вному чудеси́, всем сердцем вопия́ Богу: Аллилу́иа.

Икос 2

Разум неуразумева́емый разуме́ти и́щуще лю́дие, жду́ще Захарию, чудя́хуся, уме́длившу ему в церкви; изше́дшу же ему и не могу́щу глаго́лати к ним, но то́кмо помава́ющу, разумеша вси, я́ко виде́ние ви́де в церкви. Мы же, прославля́юще дивнаго Творца чудес, Бога, вопие́м тебе такова́я:
Радуйся, благи́й виновниче безгла́сия о́тча.
Радуйся, слез ма́тере твоея́ премене́ние на радость.
Радуйся, тоя́ поношения в людех отъя́тие.
Радуйся, великое рождшим тя утеше́ние.
Радуйся, я́ко в шесты́й месяц о зача́тии твоем Пресвятая Дева Мария в Назаре́те от Ангела извести́ся.
Радуйся, я́ко о рождестве́ твоем мно́зи возвесели́шася.
Радуйся, я́ко имя благодатное от Ангела нарече́нное, получи́вый.
Радуйся, я́ко именем твоим немотствование отца твоего Заха́рии разреши́ся.
Радуйся, я́ко Имя Божие о тебе отцем твоим благослови́ся.
Радуйся, я́ко о чу́днем рождестве́ твоем страх и удивление в о́крест живущих яви́ся.
Радуйся, я́ко по всей стране Иуде́йстей о ди́внем рождестве́ твоем возвести́ся.
Радуйся, я́ко тобо́ю спасение многим в мире сем яви́ся.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 3

Сила Вы́шняго разреши́ непло́дство заматоре́вшия во днех своих пра́ведныя Елисаве́ты: зача́т бо тя, славный Предте́че Госпо́день, и тая́шеся месяц пять, глаго́лющи: «я́ко та́ко мне сотвори́ Господь во дни, в ня́же призре́ отъя́ти поноше́ние мое в челове́цех». Егда́ же прия́ Иму́щую во чре́ве Христа́, испо́лнися Духа Свя́та и возопи́ гласом ве́лиим: «Отку́ду мне сие́, я́ко прии́де Ма́ти Го́спода моего ко мне!» С Не́юже ра́дующися, взыва́ше Богу: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́яй предъити́ пред Го́сподем духом и си́лою Илиино́ю, еще из чрева ма́тере твоея́ испо́лнился еси́ Ду́ха Свята́го, отоню́дуже и Пророк дивный показа́лся еси́, егда́ во утробе ма́тере твоея́ сый, взыгра́лся еси́ ра́дощами прише́ствию Ма́тере Госпо́дни. Бога бо познал еси́ носи́ма в ложесна́х Благода́тныя и Того ма́терниим гласом проповедал еси́: подоба́ше бо Боже́ственных вещей преславным быти началом. Сему у́бо благогове́йно удивля́ющеся, с ра́достию тебе вопие́м:
Радуйся, еще во утробе ма́терней предпосла́вшаго тя Господа чу́дным веселием предъяви́вый.
Радуйся, я́ко тебе ра́ди и матери твоей Елисаве́те воплоще́ние Христо́во откры́ся.
Радуйся, я́ко и та испо́лнися Ду́ха Свя́та.
Радуйся, я́ко и она преди́вная проро́чица яви́ся.
Радуйся, я́ко от нея́ Пресвята́я Дева Мария Блаже́нною в жена́х нарече́ся.
Радуйся, я́ко то́ю Она и Ма́терию Господа наименова́ся.
Радуйся, я́ко и безсе́менный плод Тоя́ Благослове́нным пронарече́ся.
Радуйся, Прему́дросте Боже́ственныя предъявле́ние.
Радуйся, святаго супру́жества благослове́ние.
Радуйся, непло́дных ложе́сн дивное прозябе́ние.
Радуйся, рождением твоим удиви́вый люди.
Радуйся, светлый Слова гла́се.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 4

Бу́рею сомнения смуще́нный, иере́й Заха́рия не можа́ше, по словеси́ ангельскому, проглаго́лати. Егда́ же по рождестве́ твоем, Предте́че Госпо́день, написа́ благода́тное имя твое, а́бие отверзо́шася уста́ и язык его, и глаго́лаше, благословя́ Бога, и проро́чествова, глаго́ля: «Благослове́н Господь Бог Изра́илев, я́ко посети́ и сотвори́ избавле́ние лю́дем Своим, и ты, отроча́, Пророк Вы́шняго нарече́шися, поя́ Тому: Аллилу́иа».

Икос 4

Слы́шаша о́крест живу́щий лю́дие о преславном и чу́дном рождестве́ твоем, со удивлением глаго́лаху в себе: «Что у́бо отроча́ сие́ будет?» Мы же тя, пресла́вный Предте́че Госпо́день, я́ко бо́льша всех рожденных жена́ми, достойно чту́ще, ублажаем си́це:
Радуйся, от зача́тия твоего благода́тных явле́ний испо́лненный.
Радуйся, в рождестве твоем Богом просла́вленный.
Радуйся, во младе́нчестве твоем от отца твоего Проро́ком Вы́шняго нарече́нный.
Радуйся, во о́трочестве твоем Духом Святым просвеще́нный и укрепле́нный.
Радуйся, Бога воплоти́вшегося сро́дник по плоти бы́вый.
Радуйся, от Бога высокое звание Предте́чи и Крести́теля прие́мый.
Радуйся, заре́, свет новый миру возвести́вшая.
Радуйся, звездо́, путь, веду́щий ко Христу, освети́вшая.
Радуйся, денни́це Солнца незаходи́маго.
Радуйся, свети́льниче Света неугасаемаго.
Радуйся, путь гряду́щему Христу уготовля́яй.
Радуйся, Ангела и человека в себе явля́яй.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 5

Богопроти́вное веле́ние беззако́ннаго детоубийцы Ирода изгна́ тя из до́му о́тча в непрохо́дную пустыню, носи́ма ма́терию, Предте́че Госпо́день, иде́же и пребыва́л еси́ до дне явления твоего ко Изра́илю, яды́й акри́ды и мед ди́вий и Богу вопия́: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дяще дивное Божие о тебе промышле́ние, Иоа́нне богохва́льне, я́ко от младе́нческих пеле́н по́стническаго жития́ любитель показался еси́, отоню́дуже волею Вы́шняго послан был еси́ пропове́дати людем гряду́щее во Христе спасение. Сего́ ра́ди со удивлением и любо́вию тебе́ взыва́ем:
Радуйся, я́ко, еще младенец сы́й, царя И́рода устраши́л еси́.
Радуйся, от напра́снаго убие́ния тем десни́цею Вы́шняго сохране́нный.
Радуйся, пусты́ни шипо́к благово́нный.
Радуйся, высотою подвигов твоих всех удиви́вый.
Радуйся, пра́ваго пути верный указа́телю.
Радуйся, чистоты и целомудрия преди́вный хранителю.
Радуйся, ева́нгельскаго самоотвержения о́бразе соверше́нный.
Радуйся, мона́шествующих покро́ве и утвержде́ние.
Радуйся, богосло́вствующих умо́в просвещение.
Радуйся, гре́шным милосердия Бо́жия двери отверза́яй.
Радуйся, ка́ющимся грешником от Господа прощение подава́яй.
Радуйся, плоды́ достои́ны покая́ния твори́ти помога́яй.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 6

Пропове́дник славный ты, божественный Предте́че, показался еси́ в пусты́ни Иорда́нстей во дни явле́ния Христа Бога миру. Сего́ бо, Гряду́щаго к тебе, показал еси́ лю́дем, глаго́ля: «Се, А́гнец Божий, взе́мляй грехи́ мира»; Его́же мы верою позна́вше, пое́м Ему: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ свет истины, Иоа́нне богопросвеще́нне, всем явля́яй Сла́вы О́тчия Сияние, я́вльшееся пло́тски нас ради. Вопия́л бо еси́ в пусты́ни лю́дем: «Покаи́теся, прибли́жи бо ся Ца́рствие Небе́сное: сотвори́те плоды досто́йны покая́ния. Се бо гряде́т по мне, Иже крести́т вы водою и ду́хом». Сего́ ра́ди похва́льная тебе вопие́м:
Радуйся, пришествия Месси́и возвести́телю.
Радуйся, путей Госпо́дних угото́вателю.
Радуйся, ве́тхия и новыя благодати хода́таю.
Радуйся, пророков преде́ле и нача́ло апо́столов.
Радуйся, гла́се Слова благознамени́тый.
Радуйся, покаяния пропове́дниче велегла́сный.
Радуйся, многих сынов Изра́илевых ко Господу обрати́вый.
Радуйся, люди соверше́нны Го́сподеви уготовавый.
Радуйся, фарисе́ев и саддуке́ев дерзновенно обличи́вый.
Радуйся, плоды достойны покаяния твори́ти научи́вый.
Радуйся, просвещения духо́внаго указа́телю.
Радуйся, и́щущим предста́тельства твоего неусы́пный засту́пниче.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 7

Хотя́щу от тебе крести́тися Господу Иисусу, Иоанне богоблаже́нне, глаго́лал еси́: «Аз требую Тобою крести́тися», оба́че повину́яся, ре́кшу Тому: «Оста́ви ны́не», воздви́гл еси́ десницу твою на главу Его и, крестив не тре́бующаго очищения, вопия́л еси́: Аллилу́иа.

Икос 7

Новую подая́ благодать крести́тися изво́ливый от тебе Господь, сподо́би тя Духа прише́ствие ви́дети и глас О́тческий с Небесе́, свиде́тельствующий Его Сыновство́, слышати. Отню́дуже в Трие́х Ли́цех Единому Богу покланя́тися нас научил еси́, Его́же бре́нными прославля́юще устна́ми, в похвалу сия́ тебе приносим:
Радуйся, Тро́ическаго Богоявле́ния первый пропове́дниче.
Радуйся, в Трие́х Ли́цех Единаго Бога истинный покло́нниче.
Радуйся, Ду́ха Свята́го в виде голуби́не яснозри́телю.
Радуйся, снисхожде́ния Его от Отца на Сына свиде́телю.
Радуйся, гла́са с Небесе́ от Бога Отца слы́шателю.
Радуйся, явле́ние любве́ О́тчи к Сыну созерца́телю.
Радуйся, Сына Божия избра́нный Крести́телю.
Радуйся, воли Его святы́я исполнителю.
Радуйся, славнаго служения спасению рода человеческаго ревностный рачи́телю.
Радуйся, великаго Та́инства Креще́ния первый соверши́телю.
Радуйся, Божественныя ра́досте ве́стниче.
Радуйся, Новаго Завета первый учи́телю.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 8

Странное и неизрече́нное смирение воплоти́вшагося Бога Слова ви́дев, богоблаже́нне Крести́телю, Божественную Свою главу́ приклони́вша и рабское крещение прие́мша, ты и сам весь исполнился еси́ великаго смире́ния. Испроси́ у́бо боголюбе́зную добродетель сию́ и нам, одержимым го́рдостию, я́ко да от сердца смиренна вопие́м ему: Аллилу́иа.

Икос 8

Весь благода́тных дарова́ний испо́лненный, тече́ние вре́менныя жизни скончава́я, Иоанне богознамени́те, всех поучал еси́ исполнением Закона и покаянием благоугожда́ти Го́сподеви. Сего́ ра́ди благода́рственное хваление тебе, великому учителю истины, воспева́ем:
Радуйся, Закона и оправданий Господних насади́телю.
Радуйся, И́родова беззакония обличи́телю.
Радуйся, о исправлении того́ рачи́телю.
Радуйся, пра́вды ра́ди темничное заключение и у́зы претерпе́вый.
Радуйся, за истину во главу́ усеченный.
Радуйся, я́ко тело твое от учеников твоих че́стне погребе́ся.
Радуйся, я́ко Божиим смотре́нием глава твоя нетленна соблюде́ся.
Радуйся, я́ко та на утешение, освящение и цельбы́ христианом даде́ся.
Радуйся, я́ко и десни́це твоей, крестившей Господа, вернии благоче́стие покланяются.
Радуйся, я́ко от тебе мно́гая чудеса те́ми доны́не совершаются.
Радуйся, я́ко тобою ве́рнии от страстей безче́стия избавляются.
Радуйся, я́ко тобою гре́шнии к покаянию воздвиза́ются.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 9

Все естество ангельское удиви́ся высоте служения твоего, и Церковь благоговейно прославляет тя, я́ко друга Христа́ Бога, предше́дшаго пред Ним духом и си́лою Илиино́ю. Ревну́я бо по истине, дерзновенно обличал еси́ фарисе́ев и беззаконнаго И́рода, от него же и мученическую кончину прия́л еси́. Покланя́ющеся у́бо честне́й главе́ твоей, молимся ти: избави нас от страстей безче́стия, да чистым сердцем и усты́ поем: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́йство всякое земноро́дных не довле́ет достойно восхвали́ти тя, Иоанне богохва́льне: тебе бо уста́ Христова похвали́ша, вы́сша пророков и бо́льша всех рожде́нных жена́ми тя наименова́ша. Отню́дуже достойную похвалу принести тебе недоумева́юще, вопие́м ти сицева́я:
Радуйся, Церкве Христо́вы великая сла́во.
Радуйся, Ангелов предивное чудо.
Радуйся, пра́отцев радость и прославление.
Радуйся, пророков высокая похвало́.
Радуйся, апостолов богосве́тлый ве́нче.
Радуйся, святителей велеле́пая красото́.
Радуйся, мучеников в новой благодати нача́ло.
Радуйся, преподобных соверше́ние.
Радуйся, праведных удобре́ние.
Радуйся, девственников и по́стников основание.
Радуйся, всех христиан великое утешение.
Радуйся, я́ко от всех христианских родо́в имя твое прославляется.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 10

Спасти́ мир Прише́дшаго во плоти Христа Бога благовестил еси́ и су́щим во аде, я́коже бо денни́ца, предходящая солнцу, осветил еси́ во тьме и се́ни сме́ртней седя́щих. Отню́дуже вскоре Го́сподем изведе́н был еси́ со всеми от века праведными, поя́ Ему, я́ко Изба́вителю и Победителю смерти: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена еси́ и прибе́жище спасительное всем, моли́твенно к тебе притека́ющим, божественный Иоанне. Сего́ ра́ди песньми похвальными ублажа́ем тя си́це:
Радуйся, мощный заступниче наш и верный от бед храни́телю.
Радуйся, злостра́ждущих от ду́хов злобы скорый помощниче и изба́вителю.
Радуйся, непло́дствующим благословение от Бога низпосыла́яй.
Радуйся, притекающих к тебе с верою от треволне́ния страстей избавля́яй.
Радуйся, во вражде су́щих скоро умиротворя́яй.
Радуйся, во всякой ну́жде и печали усердно притека́ющим к тебе скорую помощь подава́яй.
Радуйся, благотеку́щих от самообольще́ния и пре́лести изъима́яй.
Радуйся, вручающим себе твоему хода́тайству в час смертный помога́яй.
Радуйся, лю́бящих тя от воздушных мыта́рств предстательством твоим свобожда́яй.
Радуйся, почитающих славную память твою ве́чныя жизни молитвами твоими сподобля́яй.
Радуйся, нищих и вдовиц и сирот заступле́ние.
Радуйся, по Бо́зе и Богородице Христиа́ном прибежище и упова́ние.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 11

Пение всякое не довле́ет по достоя́нию до́блестей твоих восхвали́ти тя, Крестителю Господень. Но мы, любовию понужде́ни, дерза́ем воспевати вели́чия твоя, е́же ми́лостивно приими́ от нас, первостоя́телю у Престола Пресвятыя Троицы, и моли свободи́тися нам от вся́кия скве́рны греховныя, да чистым сердцем и устна́ми поем Богу: Аллилу́иа.

Икос 11

Светильника Света непристу́пнаго и всесветлых благода́тных дарова́ний всего исполнена тя, Иоанне богопросвеще́нне, ве́дуще, радостно приносим ти такова́я:
Радуйся, самови́дче озарившаго тя свыше Божественнаго Света.
Радуйся, светом доброде́телей твоих просла́вивый Бога.
Радуйся, Пресвятыя Троицы велеле́пую славу яви́вый.
Радуйся, правый и дивный путь к Небеси́ показа́вый.
Радуйся, и су́щим во аде Бога, я́вльшагося во пло́ти, благовести́телю.
Радуйся, душ пра́ведных, от века в преисподней держи́мых, возвесели́телю.
Радуйся, Владыки Христа Бога дру́же искренний.
Радуйся, яви́вый миру Свет истинный.
Радуйся, светоза́рное света ева́нгельского сия́ние.
Радуйся, рода христианскаго прославле́ние.
Радуйся, Совета Божия исполне́ние.
Радуйся, я́ко от восто́к солнца даже до запад хва́льно имя твое.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 12

Благодати тезоимени́тый Крести́телю Госпо́день и тою обогати́вся, победоно́сец преславный показался еси́: победил бо еси́ враги́ и всякую зло́бу и великое служение твое му́ченическим по́двигом запечатле́л еси́. Ны́не же, предстоя́ Престолу Царя ца́рствующих, моли́ Его дарова́ти верным победы на враги́ и во всем благопоспеше́ние, в доброде́телех же благодатное укрепление, поющим Ему: Аллилу́иа.

Икос 12

Поюще Бога, дивно в тебе просла́вльшагося, хва́лим тя, богоблаже́нне Крести́телю, я́ко и́скренняго друга Христова, прославляем вели́кия по́двиги твоя, ублажаем мученическую кончину твою и сицева́я радостно вопие́м ти:
Радуйся, вселенский апо́столе и Новаго Завета первому́чениче.
Радуйся, явлением Христа на земли́ откры́вшагося Царствия Небеснаго первый пропове́дниче.
Радуйся, язы́ков Божественное призвание предвозвести́вый.
Радуйся, безве́стная и та́йная премудрости Божия миру яви́вый.
Радуйся, божественными дея́нии плодоно́сен паче иных яви́выйся.
Радуйся, я́ко светом дел твоих просла́вися Отец Небесный.
Радуйся, я́ко о памяти твоей Церковь Христо́ву весели́ши неизрече́нно.
Радуйся, я́ко ныне вечнаго наслажда́ешися веселия изоби́льно.
Радуйся, божественными лучами Трисо́лнечнаго Света осиява́емый.
Радуйся, я́ко со безпло́тными Трисвяту́ю песнь Богу немо́лчно вопие́ши.
Радуйся, я́ко ныне, зерца́лом разре́шшимся, несре́дственне зри́ши Святую Троицу.
Ра́дуйся, вели́кий Иоанне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Кондак 13

О великий и преславный Предте́че и Крести́телю Господень Иоа́нне, приими́ от нас ныне приноси́мое тебе моле́ние и твоими богоприя́тными к Богу молитвами изба́ви нас от всякаго зла, и ве́чныя изми́ му́ки, и наследниками Царствия Небеснаго соде́лай, да вовеки поем Богу: Аллилу́иа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́ недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия беды́ впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́; аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю; пригвожде́н бо есть ум мой земны́м ве́щем, что сотворю́, не вем, и к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет душа́ моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, и́бо ты сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ от ны́не, в пе́рвыйна́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чи́стоты учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в, тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя па́дшагося мно́гими грехи́, обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́, креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, во Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Просмотр(67)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *