Заметка

Богомольцу в назидание

МИР ДУШЕВНЫЙ ВЫШЕ ПОСТА И МОЛИТВЫ

Познание своей немощи и смирение твёрже всякой иной добродетели. Учись пе-реносить приятное с благодарением, неприятное — с молитвой покаяния, всё же вооб¬ще — с преданностью Богу и благодарением, повторяя: «Слава Богу за всё!»
Заметишь, что не удалось сделать всё, что хотелось, скажи: «Господи, помилуй!» Надо бы заставить себя, да лень одолела — «Господи, прости». Если кого, забывшись, осудишь — скорее кайся, если что нарушишь — тоже. Покаявшись, старайся не гре¬шить, а на допущенном не останавливай внимание, чтобы всегда иметь покойный дух, ни на что и ни на кого не возмущайся.
Надо выработать привычку сразу каяться, как только согрешил. Если есть кому сказать — хорошо, а если нет — пред Богом.
Когда тяжело вспоминать прошлое, лучше только покаяться в том, что было пло¬хого, и больше об этом не думать.
Не давай воли уму и языку. Ум займи чтением и молитвой, которой можно зани¬маться на всяком месте и при всех обстоятельствах, а язык укрощай благоразумным молчанием. Руководствоваться словом Божиим всегда и во всём необходимо, наблю-дая за тем, чтобы вера жизнью свидетельствовалась.
Наше горе — в том, что мы очень нетерпеливы и малодушны. Нельзя забывать, что на пути к Богу необходимы совершенное незлобие, благое смирение и послушание, смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, — это величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами и потами.
Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими чело-веческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант.
Лишний раз покушать, побольше поспать, даже, рассердившись, покаяться, не так страшно, как принять внутреннюю бесовскую похвалу. Только истинное смирение недоступно тонкому внутреннему тщеславию.
Послушание с памятью о Боге и доверием к Нему выше трудов пустынника, живу¬щего там по собственному избранию и усмотрению, ибо и Христос, когда пришёл на землю, избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения
Отцу Небесному… Пребывая в повиновении, радуйтесь, что и вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа… Есть ли что блаженнее сего?! Берегите душевный мир, он выше поста и молитвы. Каждый день готовь себя к искушениям, и скорбям, и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному — знай: это к тебе милость Божия идет.За претерпение всего этого встанешь в ряды му¬чеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного.
Помни главное: 1) считай каждый день последним и проводи его в( страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием; 2) не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, и кляуз, и сплетен, проходи мимо — это враг старается рассеять тебя и отвлечь от мо¬литвы; 3) знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца. От ближних принимай в душу только доброе, согласное с заповедями Божиими.

Не требуй от других совершенства, не ищи правды у них. Требуй только от себя и поймёшь, как всем трудно. Требовательность к другим больше разрушает, чем сози-дает… Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто? Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздаётся злом за зло, но зло побеждается благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он Заступник и Утешитель страждущим. Духовное богатство приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — и помилует. «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. IX, 13; XII, 7). Милостивые помилованы будут и ублажатся. «Им же судом судите — судят вам».
Христос говорит: «Аще любовь имате между собою — Мои ученицы есть…» «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. V, 8). Итак, очистим чувствия и узрим в неприступном свете блистающего Христа.
Если душа боязлива, а кругом столько устрашающих искушений, надо особенно при-учить себя помнить о присутствии Божием везде. Это скорее усвоится теми, кто привык к непрестанному покаянию. Теперь особенно надо учиться преданности воле Божией.
Крест скорбей надо преобразить для себя в Крест Христов. Господь его принял от Отца, не обвиняя иудеев, Каиафу, Пилата, но сказал: «Чашу юже даде Мне Отец…» Смертоносен крест для того, кто с креста своего ропщет на Божественный Промысл, хулит его, кто предается безнадежию и отчаянию. Таковые снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб, в темницу ада… Выпей мужественно горькую чашу обстоятельств на работе и среди родных, так как её подаёт тебе Отец Всеблагой и Премудрый. Ограждай себя страхом Божиим. Бог все¬могущ, любящих Его Он спасает от искушений, а лукавых предает погибели.
По-мирскому жить, как по течению воды плыть, но духовно жить — нужно проти¬виться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять духом всякие страсти и любить всякую нищету духовную со всяким смире¬нием ради Господа, как научает нас Святое Евангелие. Хотя это вначале кажется труд¬ным и горьким, но последствия бывают благие и добрые. Положи, Господи, хранение устам нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия. Молитесь обо мне, молюсь и я о вас. [Иоанн (Маслов), архимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 684; Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления.

Просмотр(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *