Архивы блога

Цитата

Торжество Православия

“Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими”.

Митрополит Антоний Сурожский:

 

Просмотр(24)

Цитата

Поучения

 УМ, ПРИНЯВШИЙ ДУРНЫЕ ПОМЫСЛЫ, УЖЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ В САТАНЕ, ИБО САМ ДЛЯ СЕБЯ СТАЛ САТАНОЙ

(Монах Симеон Афонский, из устных поучений) 

 

Просмотр(119)

Цитата

Цитаты на день грядущий

1355234409 1347813777

 

1355234062  1347813916

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр(80)

Цитата

Таинство покаяния,исповедь.

Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
архиепископ Иоанн Шаховской

Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.
Исповедь – это положительное, а не отрицательное таинство. Задача исповеди не в том, чтобы снять с себя грехи, а в том, чтобы вновь сделаться членом Церкви. Где нет Церкви и нет желания войти в нее, там исповедь не может совершиться как таинство по своей сути.
диакон Андрей Кураев

Всякая исповедь должна стать, с одной стороны, оглядкой на прошлое, и с другой стороны, программой на будущий подвиг, на борьбу, на победу над собой во имя Божие и во имя ближнего.
Исповедь – это примирение. Мы говорим: «Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить».
Величина греха измеряется не какими-то объективными мерками, а той любовью, которая у нас есть или которой нет.
митрополит Сурожский Антоний

Исповедь – момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед исповедью, является лишь свидетелем.

Молитва перед исповедью

Просмотр(65)

Цитата

Молодоженам

Православное таинство венчания

Венчание

Брак — это Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.Земная любовь — все же только образ высшей, Божественной Любви, и, в лучшем случае, ступень к ней. И если она не освящена, — она непрочна, перестает возвышать человека, в нем возрождается личный эгоизм. Муж и жена начинают видеть друг в друге лишь средство к удовлетворению своих житейских потребностей, или же возникает семейный эгоизм, иногда более жестокий, чем единоличный. Чтобы преодолеть эти опасности, по мнению Церкви, нужна иная любовь, которой нет у людей, но которую может дать Христос. В Таинстве Брака, если вступающие в брак свободно подчиняют свою естественную любовь любви к Богу и к Церкви, они получают дар высшей, благодатной Христовой Любви. Рождение ребенка с точки зрения православия — новая ступень в преодолении эгоизма. Теперь двое учатся жертвовать собой для третьего, но и это нуждается в помощи церкви.

Священные тексты утверждают главенство мужа и отца в семье. Но они также указывают, что это — его большая духовная ответственность. Мужу и отцу надлежит заботиться о том, чтобы не потерялась связь его семьи со всей Церковью Христовой. Эта связь — лучшее основание для воспитания детей, поскольку они будут чувствовать, членами некоторой, имеющей общее служение общины. Жена как помощница мужа, в особенности в области строительства семейной жизни, может быть вдохновительницей мужа, что является существенным в женском предназначении.

Христианский брак может быть только единственным. Тайна брачной любви в том, что любящие всецело отдают себя и свою жизнь друг другу. В этой любви личность человека не может дробиться и всецелая брачная любовь измеряется вечностью. Поэтому недопустимы ни развод, ни второй брак. Развод, согласно слову Христову (Мф. 5, 32), допускается только при нарушении супружеской верности.

Препятствия к венчанию

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в загсе, может быть освящен в Таинстве Брака.

  • Церковью не допускаются четвертый и пятый браки.
  • Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.
  • Нельзя венчаться некрещеным.
  • Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
  • Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).
  • Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками.
  • Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.
  • Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
  • Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства — архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.

Венчание — это очень ответственный шаг, который совершается раз в жизни. Поэтому подходить к этому таинству нужно со всей серьезностью и пониманием происходящего. Это очень красивый обряд, в котором женщина и мужчина становятся супругами навеки перед Богом, благословляются на счастливую долгую совместную жизнь и на рождение детей.

Подготовка к вступлению в брак

Жених и невеста должны приступать к христианскому браку, осознавая его важность и ответственность совершаемого шага для них обоих и для потомства

 

Иконы для венчанияИконы для венчания

Сейчас в храмах существует предварительная запись (там, где продают свечи и отдают записки). После согласование даты и времени венчания, вам выдадут так называемую памятку, в которой будет указано, когда Вы можете прийти на собеседование. На собеседовании священник расскажет Вам о таинстве венчания, как подготовиться к нему (например, обязательно перед венчанием жених и невеста должны исповедаться и причаститься Святых Тайн, для этого нужно подготовиться 3-4 дня постом, чтением молитв). Отнеситесь к посещению собеседования достаточно серьезно, ведь вы наверняка не много знаете о канонических обрядах, их значимости и последовательности совершения. Здесь же, в храме, Вам подскажут, что необходимо приобрести для венчания : две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Обручальные кольца — знак вечности и неразрывности брачного союза. Венчальные свечи, знаменующие ту любовь, которую молодые отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Полотенце для вязания рук. Белое полотенце, на котором стоят жених и невеста, символизирующее чистоту брака. Есть традиция бережно хранить венчальные свечи вместе с подножьем всю жизнь. Церковное венчание предполагает и соблюдение ряда правил относительно платья невесты. Венчальный наряд не должен быть ярким, тёмным и красным. Лучше выбрать платье светлых пастельных тонов, желательно, белого. Спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты. Поэтому, если у Вас декольтированное платье — дополните его палантином, перчатками, накидкой. Голова обязательно должна быть покрыта (фата, платок или шляпа), но лицо не должно быть покрыто вуалью — невеста открыта перед Богом и женихом и т.п.Обязательны нательные крестики для обоих супругов. Если Вы не крещенный, обязательно необходимо покреститься, т.к. только крещеные по православному обычаю могут быть обвенчаны.

В большинстве случаев, перед венчанием, брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе, так как в церкви понадобится свидетельство о браке, однако существуют и некоторые исключения (например если пару венчает их батюшка-духовник, хорошо знающий молодых), в остальных случаях необходимо разговаривать со священником лично и просить его благословление.

В церковном календаре существуют определенные дни, когда венчание не проводиться. Для того, чтобы Вы смогли точнее определиться с датой, заранее обратитесь к священнику.

Разные мелочи

 

Таинство Венчания

Пригласите в церковь только тех, кто разделяет вашу веру и поддерживает ваше решение, тех, кто понимает, насколько важно для вас таинство венчания. Пусть чье-то непонимание или неприятие церковных обычаев не омрачает торжественный день.Продолжительность венчания — 30-40 минут. Учтите и это при составлении списка приглашенных на церемонию, — возможно, кому-то из гостей будет тяжело стоять столько времени. А, выбирая свидетелей, помните, что им придется довольно длительное время держать над вашими головами венцы — это довольно тяжелая задача для хрупких девушек небольшого роста. И предупредите свидетелей — можно поменять руку, в которой его держишь, если она устала.

Поручите кому-нибудь из родственников или друзей уладить те небольшие формальности, которые сопровождают церемонию. Пусть этот человек, а не жених или невеста оплатит хор, договорится о возможности фото- и видеосъемки, уточнит, где можно находиться оператору и напомнит ему о том, что в храме мужчине следует снять головной убор, а женщине, наоборот — покрыть голову. Не забудьте взять с собой свидетельство о браке — именно оно будет подтверждением того, что вы не состоите в браке с другим человеком и препятствий для венчания нет. Все это, конечно же, мелочи, но, возможно именно поэтому не стоит решать их самостоятельно в столь важный для вас день, отвлекаясь от главного события.

Венчание — не просто красивая и трогательная церемония, а знак принятия определенного отношения к браку. Ваша совместная вера, общие взгляды на семейную жизнь и есть залог прочности брака и то звено, которое делает связь неразрывной. Не стоит креститься и венчаться лишь для того, чтобы отдать дань моде и быть как все. Если ваш спутник (спутница) не разделяет стремления освятить брак, не нужно настаивать — церемония не изменит его мировоззрения и отношения к вам. И, напротив, если ваша вера, ваши чувства требуют этого, Таинство Венчания, освящение вашего брака церковью, начнут новый этап вашей счастливой совместной жизни.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачащихся. Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим.

Венчание не совершается:

  • в течение всех четырёх многодневных постов – Великого, Петрова, Успенского и Рождественского;
  • в Неделю мясопустную, в течение Сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную;
  • в течение Светлой (Пасхальной) Седмицы;
  • от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  • накануне двунадесятых праздников;
  • по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
  • 10, 11, 26 и 27 сентября ( в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
  • накануне престольных храмовых дней ( в каждом храме — свои). При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Таинство браковенчания

Само таинство брака состоит из 2-х частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и впоследствии могло быть расторгнуто. Навстречу жениху и невесте из Алтаря через Царские Врата выходит священник в праздничном облачении. В его руках — крест и Евангелие, он трижды благословляет молодых крестом. Совершение Таинства Брака начинается обручением. Во время обручения священник вручает молодым зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Кольца для обручения кладут на престол в алтаре, что означает благословение их от Бога на начало нового рода и вечную любовь жениха и невесты. После чтения молитв священник берёт кольцо (жениха) и надевает на правый безымянный палец жениха. Кольцо невесты надевает на её правый безымянный палец. После этого он еще дважды меняет их (то есть кольца меняются хозяевами трижды — в образ Святой Троицы). Интересно, что на Руси кольцо жениха (то, которое он дарит невесте) было золотым, и оставалось у невесты в знак верности. А кольцо невесты (которое после обручения остаётся у жениха) — серебряным. Сейчас разрешается обручаться кольцами из одинакового металла.

После обручения молодые проходят на середину храма и, держа в руках зажженные свечи, становятся на разостланный на полу белый плат (коврик) перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы (жених стоит справа, невеста — слева). Перед аналоем они подтверждают перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения стать супругами.

Священник спрашивает молодых о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не связаны ли они обещаниями кому-то другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. В своих молитвах Церковь испрашивает для жениха и невесты совершенную любовь, единомыслие в истине, твердую веру, непорочную жизнь и чадородие; при этом вспоминается, что Бог от начала создал мужчину и женщину. Выносятся венцы — богато украшенные короны. Священник даёт для приложения жениху лик Спасителя, после этого вручает Венец свидетелю. Затем повторяет обряд с Невестой, с тем лишь отличием, что на её Венце — лик Богоматери). Венец — это одновременно образ венца Царства Небесного и символ мученического венца, так как путь христианской семьи сродни мученичеству. Он — знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Таинство завершается троекратным : «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» — после чего читается отрывок из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.

Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема подает вино молодым.

По окончании церемонии священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх нее — своей рукой, ведет их трижды вокруг аналоя. Круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для супругов, знак прочности их брака. «Восприми венцы их в Царствии Твоем», — произносит священник, затем снимает венцы (берёт их у свидетелей) и подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют икону Спасителя и Божьей Матери Оканчивается венчание поцелуем новобрачных. После этого поздравить молодоженов могут родные и друзья.

В молитвах венчания испрашивается не только дарование детей, но и внуков; есть молитва и о родителях повенчавшихся. Новой семье испрашивается благосостояние, и не только для нее, но и для подачи другим, в напоминание того, что семья не должна замыкаться в самой себе.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на растеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрёт. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Таинство Венчания

 

--

Советуем прочитать

Что надо знать вступающим в брак. Какими должны быть жених и невеста  (О добрачных отношениях) Брак в Православии Дарите любовь

Просмотр(90)

Цитата

Преподобный Нестор Летописец

ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ

Преподобный Нестор Летописец
Преподобный Нестор Летописец, Печерский

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).Преподобный Нестор Летописец, ПечерскийГлавным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм » Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» — в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Молитвы

Ин тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
глас 4
Времена и лета достопамятных деяний,/ подвиги и труды Богоносных отец,/ Несторе премудре, написуя,/ любовию возгорелся еси последовати стопам первоначальных,/ с нимиже не престай молитися Христу Богу,/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.
Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
глас 4
Великих князей русских деяния/ и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,/ свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя/ написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.
Мощі прп. Нестора Літописця Рака прп.Нестора ЛітописцяІкона прп. Нестора Літописця

Просмотр(130)